Проект культурного центра от Zaha Hadid

Проект культурного центра от Zaha Hadid
Тип статьи:
Авторская
Главный элемент здания Культурного центра Гейдара Алиева, спроектированного Zaha Hadid Architects, – текучая слоистая оболочка, превращающая архитектурный объект в огромную скульптуру. Фантастическая пластика была бы невозможна без специфических материалов – стеклофибробетона и стеклофиброполиэстра.
Авторы концепции Культурного центра Гейдара Алиева признаются в том, что проектировали здание «в пику» социалистической  монументальной скульптуре и архитектуре советского модернизма, образцы которых присутствуют в столице Азербайджана. В итоге получилась необычная в смысле пластики и пространственного решения постройка, как одеялом покрытая криволинейной выпукло-вогнутой мембраной. По мнению архитектора проекта, сотрудника Zaha Hadid Architects Саффета Кайя Бекироглу (Saffet Kaya Bekiroglu), своеобразие зданию придает именно эта «свободная» оболочка в сочетании с жесткой схемой интерьера, а еще, что примечательно, — концепция подсветки внутреннего пространства.
 
 
 
 
Одним из самых стратегически важных элементов является оболочка здания. Форма ее получилась свободной и текучей благодаря тому, что мы использовали в качестве подсистемы решетку из металлических нержавеющих деталей, соединенных не сваркой, а в стыковых узлах. Общая площадь подсистемы 33 000 кв.м. Наше стремление добиться однородности, целостности и непрерывности поверхности потребовало нетривиальных конструктивных решений и использования технических систем, которые нужно было интегрировать в мембрану. При проектировании применялась специальная компьютерная программа, позволявшая организовать совместную работу всех многочисленных участников проекта над оболочкой.
 
 
 
 
Архитектор рассказывает также о некоторых интересных конструктивных и архитектурных решениях: «Стабильность здания основана на взаимодействии бетонного каркаса и металлической пространственной подсистемы, вертикальные элементы которой скрыты оболочкой и навесным фасадом. Для западного фасада мы выбрали бетонные балки с выступами, на них опираются криволинейные колонны, поддерживающие мембрану. На восточном фасаде использованные раздвоенные консольные балки, также несущие нагрузку навесного фасада.  Необходимо добавить, что столь радикальное пластическое решение не удалось бы воплотить без специфических отделочных материалов – стеклофибробетона и стеклофиброполиэстра. Всего потребовалось 13 000 полиэстровых панелей (это поверхность площадью 40 000 кв. м) и 3 150 стеклофибробетонных панелей  (10 000 кв. м).
 
 
 
Светодиодная подсветка была тщательно продумана архитекторами. Степень визуального присутствия здания в городе меняется в зависимости от времени суток и перспективы. Благодаря частично отражающему стеклу интерьер центра днем наполняется бликами, «работающими» на идею проектировщиков. Ночью же наоборот – яркий свет льется изнутри здания, вводя зрителя в заблуждение относительно его объемно-пространственной композиции, и способствуя уничтожению границы между интерьером и окружающей средой. Светодиоды вмонтированы в узкие прорези в полу, стенах и потолках, а также в конструкции лестниц и балюстрад.
 
 


Общая площадь центра составляет 102 000 кв. м. В подземной его части запроектирован паркинг. Кроме того, в программу входят большой зал на 1000 мест, два конференц-зала, выставочные пространства и музей Гейдара Алиева.
 
 
 
 
 
0
479
Нет комментариев. Ваш будет первым!