Грузовые автомобили 19 века

Грузовые автомобили 19 века
Тип статьи:
Интернет

     Автомобили грузовые предназначены для перевозки грузов и могут быть классифицированы по грузоподъёмности, типу двигателя или применяемому топливу, числу осей или колёс и типу кузова.

     Грузоподъёмностью автомобиля называется наибольший вес полезного груза, допускаемый для перевозки на автомобиле по дорогам с твёрдым покрытием. По грузоподъёмности грузовые автомобили принято различать: малого тоннажа (грузоподъёмностью до 1,5 т), среднего тоннажа (грузоподъёмностью от 1,5 до 4,0 т) и большого тоннажа (грузоподъёмностью свыше 4,0 т). По типу двигателя или применяемому топливу различают: грузовые автомобили с бензиновыми (карбюраторными), дизельными, газогенераторными и газобаллонными двигателями. По числу осей (колес) грузовые автомобили классифицируются на двухосные (четырёхколесные), трёхосные (шестиколесные) и т. д. При классификации автомобилей по числу колёс сдвоенные колеса (двухскатные) считаются за одно колесо. Принято также различать автомобили по числу ведущих осей: с одной ведущей осью, с двумя ведущими осями, с тремя ведущими осями. По типу кузова грузовые автомобили подразделяются на автомобили с бортовыми платформами общего назначения, с самосвальными кузовами, со специализированными кузовами (цистерны, фургоны, кузова для легких объёмистых грузов и т. д.). В СССР выпускалось большое количество грузовых автомобилей и в пятидесятые годы наибольшее распространение имели грузовые автомобили среднего тоннажа — ГАЗ-51, ЗИС-150 — с бензиновыми двигателями, двухосные, с одной ведущей осью, с бортовыми платформами; выпускаемые на их базе газогенераторные и газобаллонные грузовые ГАЗ-51Б и ЗИС-156, самосвалы ГАЗ-93 и ЗИС-585 и грузовые автомобили со специализированными кузовами. Широко применялись также автомобили повышенной проходимости: ГАЗ-69, ГАЗ-63, ГА3-72 и ЗИС-151.

     Основными показателями грузового автомобиля являются: марка (модель), грузоподъёмность, тип и размеры кузова, мощность и тип двигателя, экономичность (расход топлива на 100 км пробега).

Грузовой автомобиль ГАЗ-63

 

     Автомобиль ГАЗ-51 — двухосный, грузоподъёмностью на шоссе 2,5 т и на грунтовых дорогах 2 т; привод на заднюю ось (тип 4 х 2), работал с прицепом, вес которого с грузом достигал 3,5 т.

     Двигатель автомобиля ГАЗ-51 бензиновый, шестицилиндровый, четырёхтактный, с рабочим объёмом 3,48 л и степенью сжатия 6,2-1; диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 110 мм. Мощность двигателя 70 л.с. при 2.800 об/мин., максимальный крутящий момент 21,5 кгм. Сухой вес двигателя в сборе 310 кг. Коленчатый вал стальной, кованый, на четырёх коренных подшипниках с биметаллич. вкладышами. Поршни — алюминиевого сплава с двумя компрессионными и двумя маслосъёмными кольцами. Кулачковый вал стальной, кованый. Клапаны нижние, односторонние. Подвеска двигателя эластичная, на четырёх точках. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Смазка осуществлялась посредством шестерёнчатого насоса. Для фильтрации масла были установлены два фильтра: для грубой очистки — пластинчатый, фильтрующий 100% масла, и для тонкой очистки — фильтр со съёмным фильтрующим элементом. Смазка зимой — солидол ЛМ или масло № 21, летом — машинное масло СУ, нигрол тракторный или масло № 23. Для охлаждения масла служил масляный трубчатый радиатор, установленный на переднем торце водяного радиатора. Охлаждение двигателя водяное, при помощи центробежного насоса. Постоянство температуры воды регулируется термостатом, ёмкость системы охлаждения 16 л. Для эксплуатации в зимних условиях двигатель был снабжён пусковым подогревателем.

     Система питания двигателя состояла из бензинового бака, указателя уровня бензина, бензинопроводов, фильтра-отстойника, бензинового насоса диафрагменного типа, карбюратора (с падающим потоком) типа К-49 с диффузором переменного сечения, регулируемым автоматически в зависимости от расхода воздуха, масляного воздухоочистителя и всасывающего и выпускного коллекторов. Топливо — автобензин с октановым числом 66.

     Зажигание батарейное. Порядок работы цилиндров: 1—5—3—6—2—4. Генератор шунтового возбуждения 12 в, 18 а, с регулятором напряжения. Батарея 12 в, 80 а-ч. Запальные свечи 18 мм. Электропроводка однопроводная, плюс соединён с массой. Сцепление сухое, однодисковое, полуцентробежное.

      Коробка перемены передач трёхходовая, с четырьмя передачами вперёд и одной назад. Передаточные отношения: 1-я передача — 6,40:1, 2-я передача — 3,09:1, 3-я передача— 1,69:1, 4-я передача — 1:1 (прямая), задний ход — 7,82: 1. На коробке перемены передач установлен механический поршневой насос для накачки шин, приводимый в действие от шестерни промежуточного вала коробки.

     Карданная передача открытого типа состоит из двух валов (промежуточного и главного) и трёх карданов. Карданы снабжены игольчатыми подшипниками. Задний мост разъёмного типа; картер литой из двух частей, соединённых по фланцу в вертикальной плоскости. Кожухи полуосей запрессованы и прикреплены заклёпками. Главная передача коническая со спиральным зубом. Передаточное отношение — 6,67:1. Полуоси заднего моста полностью разгружены от изгибающих усилий и вынимаются без общей разборки заднего моста.

     Система тормозов: ножной с гидравлич. приводом от педали и второй ручной. Ножной тормоз колодочный, действует на все 4 колеса; ручной тормоз колодочный, центральный, действует на трансмиссию.

     Подвеска автомобиля — на четырёх продольных полуэллиптич. рессорах. Коренные листы передних рессор двойные, длиной 1.100 мм, число листов 13. Передняя подвеска оборудована гидравлич. амортизаторами двойного действия. Длина задних рессор 1.300 мм. Количество листов 13.

     Рулевая передача — глобоидальный червяк и двойной ролик с передаточным отношением 20,5:1. Расположение управления левое. Колёса взаимозаменяемые, дисковые; передние одинарные, задние сдвоенные; одно запасное колесо. Шины безбортовые, размером 7,50" Х 20". Давление в шинах 3,5 кг/см³.

     Грузовая платформа деревянная с бортами и металлич. усилителями. Задний борт откидной. Размеры платформы: длина 2.940 мм, ширина 1.990 мм, высота бортов 540 мм.

     Грузовик был снабжён спереди и сзади буксирными приспособлениями.

     Стандартное оборудование включало: стартёр, спидометр со счётчиком километража, амперметр, масломанометр, указатель уровня бензина, указатель температуры воды, электросигнал, стеклоочиститель, передние фары, задние фары со световым сигналом «стоп», пусковой подогреватель, комплект шофёрского инструмента.

     Конструкция грузового автомобиля ГАЗ-51 имела ряд усовершенствований для повышения кпд двигателя, улучшения эксплуатационных свойств, уменьшения износа и для удобства обслуживания. Радиатор был относительно низкий, капот двигателя скошен вперёд. Просторная кабина водителя вентилировалась опускающимися стёклами в дверях, подъёмом лобового стекла, поворотом стёкол бессквозняковой системы, а также открытием люка верха торпедо.

      Это всё на 1952 год.

     Автомобиль ГАЗ-63 — двухосный, двухтонный. ГАЗ-63 — грузовой автомобиль повышенной проходимости с приводом на обе оси; платформа универсальная; мог быть использован для работы с прицепом, общий вес которого вместе с грузом достигал 3,5 т.

     Двигатель, системы смазки, охлаждения и питания, а также электрооборудование, коробка перемены передач, тормозы, подвеска, рулевое управление, пусковой подогреватель и стандартное оборудование одинаковы с ГАЗ-51.

     Конструктивные отличия: раздаточная коробка, передающая крутящий момент к переднему и заднему мостам, имела передачи: прямую с передаточным отношением 1:1 и понижающую с передаточным отношением 1,96:1. Механизм переключения передач раздаточной коробки был снабжён блокирующим устройством. Карданная передача состояла из трёх валов: промежуточного и двух валов привода на задний и передний мосты. Передаточное отношение главной 'передачи на задний и передний мосты — 7,6:1; диференциалы конические с четырьмя сателлитами. Привод к передним управляемым колёсам через карданные шарниры с постоянной угловой скоростью. Колёса дисковые, одинарные, шины баллонного типа 9,75"—18".

     Ёмкость основного и дополнительного бензиновых баков 195 л.

Грузовой автомобиль ЗиС-151

 

     Грузовой автомобиль ЗИС-150 — двухосный, грузоподъёмностью 4,0 т, с приводом на заднюю ось типа 4X2.

      Двигатель бензиновый, 6-цилиндровый, 4-тактный, с рабочим объёмом цилиндров 5,55 л и степенью сжатия 6,0:1, при диаметре цилиндра 101,6 мм, ходе поршня 114,3 мм. Мощность 90 л. с. при 2.700 об/мин. Вес сухого двигателя 420 кг. Коленчатый вал стальной, термически обработанный; шейки закалены током высокой частоты. Вал снабжён противовесами и устанавливается на 7 коренных подшипниках со стальными тонкостенными вкладышами. Поршни алюминиевые с тремя компрессионными и одним маслосъёмным кольцом. Поршневые пальцы плавающие; от осевых перемещений они предохраняются пружинными кольцами. Кулачковый вал стальной, кованый; шейки термически обработаны током высокой частоты. Клапаны нижние, односторонние. Толкатели тарелочные, регулируются.

      Подвеска двигателя на трёх точках. Смазка производится под давлением и разбрызгиванием. Для очистки масла установлены два фильтра: пластинчатый — для 100% грубой очистки и с войлочными кольцами — для частичной тонкой очистки. Смазка летом — автол 10, зимой — автол 6 (ГОСТ 186242).

      Двигатель имеет водяную систему охлаждения с термостатом и принудительной циркуляцией. Ёмкость системы охлаждения 21 л. Система питания двигателя состоит из бензинового бака ёмкостью 150 л, указателя уровня бензина, бензинопроводов, бензинового насоса диафрагменного типа с ручной подкачкой и отстойником типа Б-6, карбюратора типа МКЗ-14В с экономайзером, ускорительным насосом и ограничителем числа оборотов, воздушного фильтра масляного типа, всасывающего и выпускного коллекторов.

      Топливо — автомобильный бензин с октановым числом 66. Система электрооборудования однопроводная, с заземлённым положительным полюсом и с номинальным напряжением 12 в. Электрооборудование включает: двухщёточный генератор типа Г-15 номинального напряжения 12 в, мощностью 150 вт, работающий в комплексе с реле-регулятором типа РР-15; аккумуляторную батарею в 12 в, 100 а-ч, типа 6 СТ-100; стартёр типа СТ-15 мощностью 1,8 л. с. при 120 оборотах вала двигателя в минуту.

      Система зажигания батарейная. В неё входят: прерыватель — распределитель с центробежным и вакуумным регуляторами типа Р-21, катушка зажигания на 12 в, свечи запальные с резьбой 14 мм., замок зажигания и провода высокого напряжения марки ПВЛ. Порядок работы цилиндров: 1—5—3—6—2—4.

      Освещение: две фары с двухнитевыми лампами, дающими или дальний свет (силой в 50 свечей), или ближний свет (21 свеча). Контрольно-измерительные приборы автомобиля объединены в общем корпусе и включают: спидометр, указатель уровня бензина, амперметр, масляный манометр, термометр системы охлаждения и манометр системы воздушных тормозов.

      Сцепление двухдисковое, сухое.

      Коробка перемены передач трёхходовая с пятью передачами вперёд и одной для заднего хода. Пятая передача повышающая. Передаточные отношения коробки: 1-я передача — 6,24:1, 2-я передача — 3,32:1, 3-я передача— 1,90:1, 4-я передача— 1:1 (прямая), 5-я передача — 0,81:1 (ускоряющая), задний ход — 6,70:1. Карданная передача состоит из вала открытого типа с двумя шарнирами на игольчатых подшипниках.

      Задний мост имеет двойной редуктор с одной парой конических шестерён и одной парой цилиндрических. Зубья всех шестерён спиральные. Передаточное отношение главной передачи — 7,63:1. Полуоси полностью разгружены от изгибающих усилий, с фланцами на концах.

      Тормоза: ножной на все 4 колеса с пневматич. приводом и ручной тормоз дисковый на трансмиссию.

      Рулевая передача — глобоидальный червяк, установленный в вилке вала рулевой сошки на игольчатом подшипнике, и трёхрядный ролик.

      Передаточное отношение 23,5:1.

      Расположение управления левое.

      Колёса автомобиля взаимозаменяемые, дисковые со съёмными бортовыми и замочными кольцами. Число колёс на передней оси два, на задней оси два (двухскатные) и одно запасное колесо. Шины — пневматики типа баллон, размером 9,00«Х20», десятислойные, с нормальными камерами и флепами.

      Грузовая платформа деревянная с откидными боковыми и задним бортами. Внутренние размеры платформы: длина 3.540 мм, ширина 2.250 мм.  

      Стандартное оборудование автомобиля включало: стартёр, электросигнал, 2 стеклоочистителя, передние фары, 2 подфарника, задний фонарь со стоп-сигналом, переносную электролампу, буксирное приспособление, 4 буксирных крюка (2 впереди и 2 сзади), комплект шофёрского инструмента и шланг для накачки шин.

Сравнительные характеристика ЗИС-150 и автомобилей США соответствующего периода

     Автомобиль ЗИС-151 — грузовой автомобиль высокой проходимости, трёхосный, со всеми ведущими мостами, грузоподъёмность 4,5 т по дорогам с твёрдым покрытием и 2,5 т по бездорожью.

      Машина снабжена буксирным прибором для работы с прицепом.

      Двигатель, системы смазки и охлаждения, а также электрооборудование, коробка перемены передач, тормозы, подвеска, рулевое управление, пусковое устройство и стандартное оборудование одинаковы с ЗИС-150.

      Конструктивные отличия: 1) система питания снабжена экономайзерным устройством с вакуум-приводом клапана и насосом ускорения; 2) автомобиль имеет одноходовую раздаточную коробку ступенчатого типа с двумя передачами со следующими передаточными отношениями: первая — 2,44:1, вторая — 1,24:1; 3) передний, средний и задний мосты разъёмного типа; главная передача одинарная, коническая, с передаточным числом 6,67:1; карданы полуосей переднего моста постоянной угловой скорости; 4) задняя подвеска балансирная, состоит из двух продольных перевёрнутых полуэллиптических рессор; 5) колёса дисковые, съёмные, со съёмными бортовыми кольцами; число колёс: на переднем мосту 2, на среднем и заднем мостах 8, запасных колёс 2; 6) шины баллонного типа 8,25"—20"; 7) внутренние размеры грузовой платформы: длина 3.560 мм, ширина 2.090 мм, высота бортов 925 мм

Грузовой автомобиль МАЗ-200

 

     Грузовой автомобиль МАЗ-200 — двухосный, грузоподъёмностью на шоссе 7 т, на грунтовых дорогах 5 т, с приводом на заднюю ось (тип 4X2).

     Двигатель с воспламенением от сжатия (дизель), четырёхцилиндровый, двухтактный, с прямоточной продувкой, рабочим объёмом 4,65 л и степенью сжатия 16 при диаметре цилиндра 108 мм и ходе поршня 127 мм, мощность 112 л. с. при 2.000 об/мин. Удельный расход топлива 205 г/л. с./час. Максимальный крутящий момент 48 кгм при 1.000—1.300 об/мин. Коленчатый вал стальной, штампованный, на 5 коренных подшипниках с взаимозаменяемыми вкладышами. Шейки коленчатого вала закалены током высокой частоты. Поршни из специального ковкого чугуна, лужёные. Кулачковый вал стальной, цементированный. Клапаны верхние. Подвеска двигателя эластичная, на резиновых подушках.

     Система смазки двигателя комбинированная. Для фильтрации масла установлены два фильтра: один для грубой очистки, ленточный, металлический, другой для тонкой очистки, со съёмным фильтрующим элементом. Масло охлаждается масляным пластинчатым радиатором. Смазка летняя и зимняя — масло ТУ 174-15. Система охлаждения жидкостная с принудительной циркуляцией. Система пуска двигателя электрическая.

      Система питания двигателя включает: топливный бак ёмкостью 225 л, трёхлопастный со спиральными лопастями насос, топливную помпу с двумя лопастями, форсунку открытого типа, комбинированную в одном агрегате с насосом высокого давления, 4 топливных фильтра и 2 параллельных воздушных фильтра. Топливо дизельное (ГОСТ 305-42). Зажигание батарейное. Генератор шунтового возбуждения 12-вольтовый, 250 в, работает вместе с реле-регулятором напряжения и ограничителем силы тока. Две батареи 12 в, 128 а/час, типа 6 СТЭ-150. Электропроводка однопроводная, напряжение 12 в, плюс соединён с массой. Напряжение для стартёра 24 в.

     Сцепление сухое, однодисковое.

     Коробка перемены передач трёхходовая, пятиступенчатая, имеет пятую, повышающую передачу. Передаточные отношения: 1-я передача — 6,17: 1; 2-я передача — 3,40: 1; 3-я передача — 1,79: 1; 4-я передача — 1:1; 5-я передача— 0,78: 1; задний ход — 6,69: синхронизаторы на 2, 3, 4 и 5-й передачах. Карданная передача — открытого типа, из двух валов и промежуточной опоры; картер заднего моста из стального литья. Кожухи полуосей впрессованы. Главная передача — двойной редуктор с конич. спиральными и цилиндрич. прямозубыми шестернями. Передаточное отношение 8,21: 1.

      Подшипники конические. Полуоси заднего моста полностью разгружены от изгибающих усилий.

     Тормоза: ножной — колодочный на все 4 колеса с пневматическим приводом, ручной — барабанного типа с двумя колодками.

     Подвеска автомобиля — на 4 продольных полуэллиптич. рессорах. Длина передних рессор 1.276 мм, задних — 1.380 мм. Передние рессоры на резиновых подушках работают совместно с двумя гидравлическими рычажными амортизаторами одинарного действия. Задние рессоры двойные.

     Рулевое управление левое; рулевая передача состоит из червяка и бокового сектора с передаточным отношением 21,2: 1.

     Колёса взаимозаменяемые, дисковые; ободы колёс со съёмными бортовыми и запорными кольцами; число колёс: на передней оси два, на задней оси четыре и одно запасное колесо. Шины — баллоны размером 12«Х20». Давление воздуха в шинах для задних колёс 5,5 ат, для передних 4,2 ат.

     Грузовая платформа деревянная с задним и боковыми откидными бортами, с металлическими усилителями. Размеры платформы: длина 4.500 мм, ширина 2.480 мм, высота бортов 600 мм.

     Буксирное приспособление: сзади прибор двустороннего действия с запорным замком, впереди штампованные буксирные крюки.

     Стандартное оборудование МАЗ-200 включало: стартёр, спидометр, указатель уровня топлива, амперметр, термометр, тахометр, манометр, пневмотормоз, сигнал вибрационного типа, две передние фары, два подфарника, задний фонарь со световым сигналом «стоп», масляный манометр, шофёрский инструмент, шланг для накачивания шин из воздушной тормозной системы, буксирный прибор двустороннего действия с надёжным запорным устройством и штампованными буксирными крюками, установленными на передних и задних концах лонжеронов.

     Кабина оборудована двумя пневматическими стеклоочистителями и вентилируется подъёмом рам ветровых окон и вентиляционными люками на боковых панелях. Три сидения — для водителя и двух пассажиров — мягкие. Сидение водителя регулируемое.

Грузовой автомобиль МАЗ-205

 

      Грузовой автомобиль-самосвал МАЗ-205 представлял собой двухосную машину грузоподъёмностью 5 т, с ведущим задним мостом, оборудованную гидравлическим подъёмным механизмом для разгрузки платформы назад.

     Двигатель, системы смазки, охлаждения, пуска и питания, а также электрооборудование, сцепление, коробка перемены передач, карданная передача, задний мост, тормозы, система подвески автомобиля, рулевое управление, колёса, шины и стандартное оборудование были аналогичны с МАЗ-200.

     Отличительные особенности грузовика-самосвала МАЗ-205: 1) металлическая сварная платформа на металлическом подрамнике. Задний борт был шарнирно закреплён вверху и внизу. Внутренние размеры платформы (в мм): длина 3.000, ширина 2.000, высота боковых бортов 600, высота переднего и заднего бортов 785. Полный объём платформы 3,6 м³. Опрокидывание платформы назад под углом 50°, время подъёма 30 секунд, время опускания 30 секунд; 2) опрокидывающий механизм гидравлический одноцилиндровый, соединённый с платформой через систему рычагов. Ход штока 540 мм. Ёмкость масляной системы 17 л; насос шестерёнчатый, в одном блоке с цилиндром; привод к насосу двумя карданными валами от коробки отбора мощности. Клапан управления в корпусе насоса фиксировал остановку подъёма и опускания платформы. Управление механизмом опрокидывания было расположено в кабине водителя.

      Основные данные автомобиля МАЗ-205: 1) габаритные размеры (в мм), длина 6.075, ширина 2.638, высота (по кабине без нагрузки) 2.430; 2) база 3.800; 3) колея: передних колёс по грунту 1.950, задних колёс (между серединами двойных скатов) 1.920; 4) низшая точка при нормальной нагрузке 290; 5) наибольшая скорость 60 км/час.

+1
222
Нет комментариев. Ваш будет первым!